Всероссийское общество слепых

Родителям незрячего ребенка

Родителям незрячих детей

Настоящая статья выбрана из различных источникова, так как затрагивает основные вопросы раннего воспитания, реабилитации слепорожденных детей, обобщена опытом работы с детьми-инвалидами по зрению в республике, отечественного и зарубежного опыта обучения и воспитания детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения в условиях и нашей республики. Предложенные здесь практические рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей не следует рассматривать как рецепты, пригодные для обучения и воспитания любого ребенка, поскольку каждый нуждается в индивидуальном творческом подходе, тем более в вопросах обучения и воспитания.
Хочется пожелать родителям стремиться к тому, чтобы ребенок с ранних лет находился в постоянном контакте с нормально видящими сверстниками. Это особенно важно для включения его в социальную среду или, как говорят, для интеграции в обществе.
Каждая семья с радостью ожидает новорожденного, особенно первенца, мечтает о его счастливом будущем. Мечты многих сбываются, однако в жизни бывают неожиданные и крутые повороты, на которых очень трудно устоять. Можно представить, каким неожиданным и крутым поворотом в судьбе семьи является рождение слепого ребенка, тем более у здоровых родителей, без наследственной глазной патологии.
Причин слепоты много. Это отдельная тема. Скажем только, что причин слепоты, зависящих от самих, родителей, значительно меньше. Самыми распространенными можно назвать алкоголизм и наркоманию.
К сожалению, еще высок уровень наследственной слепоты. Здесь вина не только родителей, знавших о своей наследственной зрительной патологии, но и медико-генетических консультаций, которые не ведут работу по профилактике слепоты.
С появлением слепого ребенка в семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют ее даже шоковой ситуацией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как обучать слепого ребенка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребенка. Они еще не знают потенциальных возможностей слепых.
Психологическая обстановка в семье нередко усложняется из-за "выявления" виновного в рождении слепого ребенка. Необоснованные взаимные упреки, "разбирательства" приводят иногда к распаду семьи. При этом, как правило, страдает женщина, остается одна с ребенком-инвалидом, берет всю тяжесть воспитания на себя, а отец в поисках легкой жизни создает другую семью. Безнравственно, но - факт.
Да, рождение слепого ребенка - трагедия семьи. Правда, бывают трагедии и тяжелее. В такой ситуации необходимы мужество родителей и совместные дружные усилия, разумно-оптимистический подход к слепому ребенку и к оценке слепоты, как таковой.
Родители не должны сомневаться в способностях своего ребенка из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что многое будет даваться ему труднее, чем нормально видящим сверстникам. От родителей потребуется значительно больше времени для обучения и воспитания, даже самопожертвование.
При нормальном интеллекте и правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Он может обрести рабочую профессию, получить высшее образование и стать педагогом, научным сотрудником юристом, математиком-программистом, музыкантом, массажистом. Жизнь подтверждает это многочисленными примерами.
У нас в стране, к сожалению, слишком мало детских дошкольных учреждений для детей с глубокими нарушениями зрения (в республике их нет вовсе), а для детей ясельного возраста их вообще нет, поэтому многое в воспитании зависит от усилий и знаний самих родителей, так как именно в первые три года активно формируется механическая адаптация ребенка к окружающей среде, и только родители могут оказать воздействие на этот процесс.
В основе воспитания должны быть заложены любовь, чуткость и терпение к ребенку. Он с младенческого возраста хорошо чувствует и любовь, и внимание к нему.
Стремитесь приспосабливать ваши действия не к слабым, а сильным сторонам характера ребенка, поскольку ваша цель - вырастить здорового, нормально развитого ребенка, умеющего самостоятельно преодолевать трудности, счастливого, несмотря на инвалидность.
Значительная часть детей, рожденных с дефектами зрения, еще сохраняет какое-то остаточное зрение. В этом случае родители должны знать, что существовавшее ранее мнение о нецелесообразности хирургического лечения глаз младенца не оправдалось. Сейчас офтальмологи считают, что чем раньше будет применено оперативное или консервативное лечение, тем лучше результаты лечения. Тренировка зрения в более раннем возрасте также дает лучшие результаты.
Еще два общих замечания. Разговаривая со слепыми, не старайтесь избегать слов "смотреть", "видеть". Они широко распространены среди незрячих и совершенно спокойно воспринимаются ими.
Невозможно объяснить абсолютно слепому, каков красный или желтый цвет, тем не менее, с раннего возраста при рассказе о предмете называйте ему цвет. Взрослый инвалид по зрению будет знать, как сочетать цвета в одежде и интерьере квартиры.

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

Первые месяцы жизни слепого ребенка не отличаются какими-либо особенностями воспитания. Все дети этого возраста одинаково реагируют, когда они голодные, мокрые, озябшие. По мнению психологов и тифлопедагогов, одинаковая реакция детей до трехмесячного возраста объясняется тем, что они реагируют только на комплекс раздражителей и еще не способны вычленить отдельный раздражитель.
Чтобы ребенок нормально развивался, необходим диалог с ним в доступной его возрасту форме. Понимать реакцию ребенка важно не только для взаимопонимания, но и для его дальнейшего развития.
Когда мать восьминедельного нормально видящего малыша склоняется над кроваткой и улыбается, ребенок тут же отвечает улыбкой. Улыбка ребенка - форма контакта с близкими ему людьми.
Если мать слепого ребенка склоняется над кроваткой, улыбаясь, но ничего не говоря, ребенок не отреагирует, его личико останется неподвижным. Это значит, что в общении с ним следует переходить от зрительного восприятия на язык слуховых и осязательных восприятий. С незрячим ребенком надо как можно больше разговаривать спокойным, нежным, доброжелательным голосом для того, чтобы ваше появление перед кроваткой не было для него неожиданным. Например, если вы молча прикоснетесь к малышу или молча вложите в рот ложку с пищей, он вздрогнет от испуга.
Дети начинают понимать речь других раньше, чем станут говорить сами. На четвертом месяце ребенок прислушивается к вашему голосу, ищет его, пытается ответить соответствующими звуками и движениями, в дальнейшем ребенок привыкнет к вашему голосу и начнет узнавать его. Подходя к малышу, называйте его по имени. К девяти месяцам он запомнит свое имя и будет реагировать на него.
Если вы заняты, разговаривайте с ребенком на расстоянии, чтобы он чувствовал, что вы с ним.
Теплый и ласковый голос родителей вызовет улыбку и у слепого ребенка. Эта улыбка чуть слабее, менее выразительна и, наверное, появится позднее, чем у зрячего. Однако будет означать то же самое.
Слепой ребенок, различая голоса, улавливает еле заметную разницу и в прикосновении рук. Малыш вертится, может заплакать, если почувствует, что его не так держат, но стоит маме или папе взять его на руки, как он тут же успокаивается и начинает бормотать.
Слепой ребенок в младенческом возрасте мало активен и значительно меньше подвижен. Обычно он не проявляет интереса к окружающей среде, предпочитает продолжительное время лежать на спине.
На первом году жизни происходит интенсивное развитие органов чувств каждого ребенка, что и закладывает основу для физического и психического развития его.
Бытует неправильное представление о том, что природа "наделяет" слепорожденных обостренным слухом, осязанием и обонянием, как бы компенсируя отсутствие зрения. Это не подтверждается исследованиями.
Действительно, процесс компенсации слепоты происходит за счет наибольшей активности сохранившихся органов чувств, но не автоматически они компенсируют дефект зрения, а вследствие функциональной перестройки организма.
Родители должны помнить, что ребенку необходимо помочь в тренировке органов чувств. Как это делается? Об этом несколько позже.
Хочется предупредить родителей от серьезной ошибки - чрезмерной опеки слепого ребенка. В некоторых случаях, встретившись с трудностями установления двухстороннего контакта с младенцем, родители обеспечивают ему хороший уход, создают тепличные условия жизни, не давая проявлять самостоятельность. В результате ребенок отстает от своих сверстников по развитию и становится совершенно беспомощным человеком.
Взаимный контакт с ребенком может и должен быть установлен. Необходимы лишь терпение, дополнительные усилия и понимание того, что слепой ребенок несколько отстает в развитии в первый период жизни от зрячих сверстников по вполне оправданной причине, и не надо искать какие-то другие причины, кроме дефекта зрения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физические движения, а, следовательно, и физическое, развитие младенца с точки зрения медицины являются фундаментальными и основными для последующего всестороннего его развития. Наверное, вам приходилось наблюдать, как малыша, еще не умеющего стоять, берут под мышки, и он, едва прикасаясь ножками к коленям матери, то приседает, то подпрыгивает, взвизгивая от удовольствия. Ребенок с нарушениями зрения пассивен. Окружающая среда на него не действует, он не видит ее. Поэтому незрячего малыша надо побуждать к движениям.
К сожалению, часто почти не обращают внимание на физическое развитие незрячего ребенка до тех пор, пока он не начнет ходить.
Следует помнить, что упущенное в раннем детстве восполняется потом с трудом и не всегда. Приобретение каждого навыка в определенном возрасте требует времени. Если оптимальный момент для освоения упущен, навык развивается труднее.
Нормально видящий ребенок, лежа в кроватке, произвольно взмахивает ручками, шевелит пальчиками. В возрасте двух-трех месяцев эти движения становятся более интенсивными, позиции рук часто меняются и, наконец, случайно обе руки встречаются на середине туловища. Малыш это замечает и начинает играть руками, рассматривает движение пальцев. Постепенно руки интуитивно продолжают встречаться вместе, вырабатывается координация движения рук.
При отсутствии зрения у ребенка такая функция может не появиться. Случайные встречи рук для него никакого интереса не представляют, так как побуждающие стимулы отсутствуют. Следует применять упражнения, которые приведут к встрече рук.
Положим обе руки малыша на бутылочку. Такое положение рук постепенно приучит ребенка самого держать бутылочку. Кормление - самые приятные эмоции для него.
Во многих странах широко распространена игра "Сорока - белобока кашу варила". Маленькие дети не понимают смысла стиха, но игра вызывает у них интерес эмоциональностью и ритмичностью, она помогает координировать движения рук и устанавливает близкий контакт с матерью.
Ребенка с дефектом зрения надо часто брать на руки. Так он учится управлять своими движениями, испытывает безопасность и ощущает тепло, пространство, когда вы носите его на руках.
Задача родителей - развивать у ребенка различные движения (хватание, отпускание).
Через несколько недель после рождения подвешиваем к кроватке звенящие игрушки. Когда ребенок не спит, опускаем их на такую высоту, при которой случайное прикосновение его руки к игрушке вызовет соответствующие звуки. Игрушки надо разнообразить по звуку и форме и подвешивать так, чтобы ребенок попытался схватить отдельные из них. Организуйте с ребенком игру "Хватание, дерганье, отталкивание".
Помимо подвешенных игрушек уже с первых месяцев вкладываем в руки ребенка мелкие и легкие предметы. Сначала он на какой-то момент сжимает руку на предмете и тут же разжимает. Не обращайте внимание и продолжайте давать различные предметы. Это необходимо для того, чтобы подготовить его к хватательным движениям. В двухмесячном возрасте ребенок начнет задерживать на какой-то момент предметы, а затем резко их встряхивать.
Кроме купленных в магазине игрушек, можно дать ребенку различные плотно закрытые коробочки и баночки, в которых насыпаны горох, крупа, пуговицы. Со временем емкость коробочек увеличивают, чтобы стимулировать ребенка брать их обеими руками.
Если ребенок имеет остаточное зрение, следует подвешивать к кроватке небольшие и легкие блестящие предметы, издающие звук при прикосновении к ним: погремушки, колокольчики, бусы.
В пять-шесть месяцев быстро формируется осязательная и двигательная чувствительность (кинестезия) и у ребенка начинается формирование представлений о предметах.
В чем принципиальное различие восприятия окружающей среды зрячим и слепым ребенком?
Зрячий малыш, если его оставили одного, будет заниматься игрушками или рассматривать особенно заинтересовавший его предмет вблизи кроватки. Любопытство может оказаться настолько сильным, что он самостоятельно повернется на бок или живот, напряжется и может даже приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть предмет. Таким образом, зрение является стимулом движения. Окрепнув, ребенок садится, а затем встает, чтобы лучше увидеть, что находится поблизости от него. Он ползет по полу, чтобы достать новый предмет.
Забегая немного вперед, напомним, что у детей очень развит инстинкт подражания взрослым. Слепого ребенка приходится обучать многому из того, чему научится его зрячий сверстник, подражая другим.
Именно отсутствием зрения объясняется чрезвычайное спокойствие и апатия слепого ребенка. Он даже выражает недовольство, если его хотят повернуть с привычной позиции - спины, но, начиная с трехмесячного возраста, два-три раза в день следует менять положение тела малыша. Это очень важно, так как изменение позиции тела укрепляет мышцы живота, спины, шеи, рук. Не беспокойтесь, ребенок не задохнется, если даже не любит лежать на животе. На первых порах лежать на животе, левом и правом боках надо минимально. Постарайтесь, чтобы процедура переворачивания понравилась малышу.
Когда ребенок лежит на животе, помогите ему поднять голову. Позвоните перед его головой колокольчиком, назовите его по имени, тогда он попытается поднять голову. Осторожно помогите ему сделать это. Ребенку нравится, когда его щекочут под подбородком. Используйте и этот прием для того, чтобы он поднял голову.
Дети с нарушением зрения не пытаются садиться самостоятельно, как это делают их зрячие сверстники примерно в шесть месяцев. Слепому ребенку надо помочь получать удовольствие от сидения. Он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства, без зрительного контроля. Следует сажать на колени малыша так, чтобы спиной он опирался на тело матери. Постепенно ребенок привыкнет находиться в сидячем положении. Ему это будет нравиться.
Есть еще один прием, который называется "Веселая игра". Лежащего в кроватке малыша папа и мама, поднимают осторожно за ручки; до сидячего положения, говоря при этом: "Пошли вверх". Затем дают ему по одному пальцу, чтобы он держался и сохранял равновесие. Через короткое время, держа малыша за ручки, опускают до лежачего положения на спину, говоря: "Пошли вниз". Тренировки периодически повторяют, пока спинка ребенка не окрепнет.
Можно посадить малыша в угол дивана, обложив подушками, разговаривать, чтобы он чувствовал поблизости своего человека.
Некоторые зарубежные методисты рекомендуют для укрепления мышц следующие упражнения: тянуть поочередно левую руку и правую ногу ребенка (разумеется осторожно); затем правую руку и левую ногу. Эти упражнения постепенно готовят ребенка к тому, чтобы ползать, а затем ходить.
Незрячий ребенок может начать ползать в возрасте больше года. Это вполне естественно. Благоприятным моментом для начала обучения ползанию может стать стремление ребенка заполучить заинтересовавшую его звенящую игрушку.
Положим ребенка на живот на пол так, чтобы он имел опору на предплечья. Поднимем голову, если он не делает этого сам, и начнем осторожно переставлять его руки и ноги попеременно вперед.
Не огорчайтесь, если ваш ребенок не будет ползать, а, минуя эту стадию, начнет ходить. Так иногда бывает и со зрячими детьми.
Не удивляйтесь и тому, что ваш ребенок будет ползать задом наперед. Не видя и боясь "стукнуться, некоторые дети избирают такой способ передвижения.
Подкладывая под живот маленькую подушку или валик, вы поможете малышу в его начинаниях.
Около 10-12 месяцев ребенок готов встать, но подготовка ведется значительно раньше. Взяв малыша под мышки, ставим его на ноги, поддерживая, на короткое мгновение, а потом и на более длительное время, следя за тем, чтобы он вставал на полную ступню, во избежание плоскостопия. Позволяем стоять малышу, опираясь на наши руки и мебель.
В порядке тренировки папа или мама могут поставить ребенка на свои ступни и, держа его руки, вместе передвигаться по комнате. Первые шаги станут наиболее удачными, если ребенок будет переходить из рук папы в руки мамы.
Пытаясь пока еще инстинктивно сохранять равновесие, ребенок первые самостоятельные шаги делает большими. Чтобы это не стало привычкой, рекомендуется некоторое время водить ребенка, держа его за обе руки.
Можно использовать коляску, ручка которой должна быть на уровне груди ребенка. Держась за ручку обеими руками, малыш идет за коляской. Коляску везет взрослый, а спустя некоторое время малыш сам начинает толкать ее вперед.
Следует иметь в виду, что незрячий ребенок труднее обретает навыки равновесия и устойчивости. Это можно заметить, когда ребенок начинает ползать или передвигаться на четвереньках. Дело в том, что сохранение равновесия и устойчивого положения требует осознания своего положения в пространстве. Ребенок должен мысленно определять себя по отношению к пространству и положение предметов в пространстве. Именно поэтому рекомендуется начинать с малышом изучение предметов той среды, где он находится. Надо научить ребенка также падать безболезненно или, по крайней мере, без серьезных ушибов.
Ниже предлагаем рассказ В. Д. Озерова об обучении в семье незрячего малыша равновесию и устойчивому положению.
"Как только Максим начал стоять, т. е. с 11 месяцев, старший сын Дима ставил брата на ковер посреди комнаты, а затем легонько толкал в грудь. Все это делалось шутя, со смехом. Максим быстро научился балансировать и вскоре понял, что падать "плашмя" больно, но если приходится, то лучше "садиться". Впоследствии такие тренировки помогли ребенку передвигаться по садовому участку, преодолевая неровности поверхности, и ползать по канавам".
При показе каких-либо движений не становитесь перед ребенком, т. к. в этом случае ваши движения будут выглядеть "зеркальным отображением" и воспримутся им труднее. Встаньте позади ребенка, возьмите в свои руки руку малыша или его ногу, и он начнет имитировать ваши движения.
Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает гулькать и бормотать, производя различные звуки. Следует дать понять малышу, что мы слушаем и радуемся. Говорить с ребенком надо эмоционально, но четко выговаривая слова и делая паузы, чтобы он смог ответить на собственном языке.
Некоторые методисты рекомендуют при возможности записать на магнитную ленту более отчетливые бормотания грудного ребенка. Повторение записи способствует подражанию.
Малыш на третьем месяце жизни может отвечать на обращенные к нему слова взрослого смехом, звуками, движениями рук и ног.
Чем больше члены семьи разговаривают с ребенком, тем быстрее он будет запоминать слова и, прежде всего те, которые связаны с его действиями (пить, кушать, купаться). Постепенно он научится различать по голосам близких, говорить и понимать других.
Если родители, обращаясь к малышу, часто называют его по имени, то к концу девятого месяца он обычно реагирует на свое имя. Несколько позже ребенок начинает понимать простые обращения к нему: "Открой ротик!", "Дай руку!".
Чтобы помочь малышу понимать и выполнять простые поручения, можно использовать упражнения с осязательными ориентирами. Например, мать просит: "Миша, дай мне руку". Отец протягивает руку ребенка в сторону матери, которая; беря ладошку малыша, хвалит его: "Спасибо, как хорошо ты подал мне руку".
Примерно в конце первого года жизни ребенок учите" выговаривать первые слова. Нужно помочь ему, четко называя известные предметы, имена близких людей. Например, когда вы замечаете, что ребенок хочет пить, придвиньте к нему стакан с любимым напитком, чтобы он смог понюхать, и скажите: "Пить". Подождав немного - пока ребенок попытается повторить слово, дайте ему питье. Похвалите, если он произнес звук, хотя бы отдаленно напоминающий слово "пить".
Старайтесь постоянно расширять понимание ребенком, повторяющихся дома звуков и ассоциировать их с определенными действиями. Когда открываем кран, чтобы налить ванну, говорим ребёнку: "Ванна. Будем купаться". Когда звенит звонок у дверей, говорим: "Кто-то идет к нам". Перед прогулкой следует сказать: "Идем гулять". Ведем его за руку к шкафу или вешалке. Через какое-то время можно заметить, что малыш попытается попасть в шкаф с одеждой - это значит, что он начинает понимать смысл слов.
На втором году жизни заметно ускоряется развитие речи. Как и у зрячих детей, пассивная речь опережает развитие активной. Иначе говоря, ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сказать. Первые слова ребенка - обычно неоформленные слова-корни, например, "кис" (кошка), а то и просто звук, которым он называет брата или сестру, не имеющий созвучия с корневой основой их имен.
Очень важно для ребенка знать и называть части тела. Упражнения надо начинать в полуторагодовалом возрасте. Спрашиваем у ребенка: "Где твоя голова, животик, ножки?" Берем руку малыша и кладем на определенную часть тела, называя ее. Повторяем это многократно и не один день. Убедившись в том, что ребенок может уже правильно показывать части тела, переходим к показу частей лица: щеки, нос, глаза, уши. Учим запоминать одновременно только одну часть тела и постепенно переходим к другой. Во время купания и одевания старайтесь как можно чаще называть части тела. Побуждайте малыша к тому, чтобы он вместе с вами повторял названия их.
Касание различных частей тела ребенка, мамы, папы, куклы может стать интересной игрой. При этом малыш ответит только на один вопрос: "Что это?" или покажет определенную часть тела.
В двухлетнем возрасте ребенок начинает использовать речь как средство общения со взрослыми, пока на уровне лишь удовлетворения своих потребностей. От сочетания двух слов: мама - пить, он переходит к оформлению более сложных предложений: "Дай Мише пить". А в два с половиной года впервые употребляет местоимение "я".
В годовалом возрасте ребенок использует до двадцати активных слов, к полутора годам - от 35 до 95, к концу второго года - свыше 200, а еще через год его словарный запас достигает около 1000 слов, которые он способен понять и сказать.
Исследования, проведенные Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР (Солнцевой Л. И., Хорош С. М., Костючек Н. С.), показали, что в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности, определенные трудности в правильном произношении и артикуляции звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движением губ говорящего взрослого, его мимикой, поэтому речь слепого малыша мало выразительна, невнятна; артикуляционный аппарат - губы, язык - недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, в особенности шипящих, свистящих, а также звуков [р], [л].
Другая важная особенность речевого развития слепого ребенка - несоответствие между словом, употребляемым ребенком в его активной речи, и пониманием значения его. Эта особенность связана с тем, что ребенок лишен зрительной информации об окружающей среде, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха, еще очень скудна. У малыша пока нет необходимого опыта в использовании органов чувств, поэтому вновь узнаваемые слова для него не всегда имеют определенное значение.
Процесс развития речи идет параллельно и одновременно с познанием окружающего мира. По времени он далеко уходит за пределы дошкольного возраста и в значительной мере зависит от усилий родителей в формировании чувственного опыта.
Если в семье только слепой ребенок, желательно познакомить его с нормально видящим. Лучше, если последний немного старше. Игры с нормально видящим ребенком расширят Кругозор и пополнят словарный запас ребенка с дефектом зрения. К тому же ему, как и всякому другому малышу, нужны друзья.
Развитию речи поможет чтение стихов и сказок. При этом в сказках не должны быть образы, основанные на зрительных восприятиях.
Учите ребенка подражать тем звукам, которые он слышит сам: лаю собаки, мяуканью кошки, мычанию коровы, гудку машины.
Разговаривая с малышом, не подражайте его лепету, иначе ребенок будет отвечать также, даже в тех случаях, когда может сказать правильно. Развитие правильной речи в этом случае будет задерживаться.
В разговоре с ребенком не следует применять неопределенные слова такие, как: там, тут, здесь, вдалеке. Даже для нормально видящих они обретают конкретный смысл, когда сопровождаются целенаправленным жестом и взглядом.
Иногда родственники или знакомые неуверенно разговаривают со слепым ребенком, наверное потому, что для них это необычная ситуация. С незрячим ребенком нужно разговаривать так же, как и с другими детьми, и слепому малышу очень важно научиться разговаривать с другими людьми.
Следите за позой ребенка во время разговора с другим человеком. Голова его не должна быть склоненной, лицо обращено в сторону собеседника, а собеседник должен ощущать реакцию ребенка на разговор. К сожалению, нередко можно наблюдать, когда взрослый инвалид по зрению, беседуя со зрячим и сидя с ним рядом, смотрит прямо перед собой, а то и в другую сторону.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа с незрячим ребенком по познанию окружающего мира имеет наиболее выраженные специфические особенности.
Слепому с детства трудно представить существующее многообразие форм предметов, различие в архитектурных стилях, лесостепи и горные массивы, морские просторы. Ему даже трудно понять, что среди огромного количества людей нет двух человек совершенно похожих друг на друга, и невозможно объяснить разницу в чертах лица, как невозможно объяснить, как выглядят яркие, темные и пастельные краски. И все же, при определенных условиях, слепой может получить представление об окружающем мире - близкое к реальной действительности.
Познание мира продолжается всю жизнь, но начинать следует с младенческого возраста. Чем раньше начнется целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, чем активнее он познает окружающий мир, тем лучше будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни.
Многое зависит от родителей, от их доброго отношения к ребенку, желания помочь ему, от их готовности пойти на немалые затраты времени и энергии и, конечно, от степени активности самого ребенка.
Многообразие окружающей среды и явлений природы вызывает у нормально видящего ребенка бесконечные вопросы - "А, что это?" и тысячи "почему". Они возникают как бы сами по себе. При отсутствии зрения у ребенка такие вопросы не возникают. Причина однозначна - у него нет зрительного стимула, он не знает о существовании находящихся поблизости предметов. Поэтому надо рассказывать ребенку, что находится и происходит вокруг него.
Показывая малышу какой-то предмет, направьте его руку, объясните, до чего он дотрагивается сам. Расскажите ребенку о форме, цвете и предназначении предмета, скажите ему, что вы делаете и для чего, куда идете. Спросите, что он слышит, чувствует ли запах, ощущает ли вкус. Сами наводите ребенка на вопросы.
Когда в дошкольном возрасте ребенок получит элементарные знания об окружающем мире, впоследствии в школе, из разговоров со взрослыми, при чтении художественной и научно-популярной литературы, издаваемой в большом количестве рельефно-точечным шрифтом и записанной на магнитную ленту, от прослушивания радио и телепередач у него сформируется представление о среде, в которой он живет, близкое к реальной действительности. Многие слепые с детства, будучи взрослыми, удивляют своей эрудицией, широкой информированностью в различных сферах деятельности, даже людей, имеющих многолетний контакт с ними. Еще большее удивление вызывает склонность некоторых слепых к техническому творчеству и сложному рукоделию.
Общая закономерность такова, что все начинается с житейски простого. Уже с пятимесячного возраста у ребенка довольно быстро развивается тактильная или осязательная чувствительность. Он старается ощупывать предметы, проявляет интерес естественно к тем, которые попадают ему в руки и которыми пользуются родители для его кормления и гигиены.
По мере взросления ребенка ознакомлению с предметами через осязание придается целенаправленный характер. Чтобы ребенок мог обнаружить предмет, направьте его руку в сторону предмета до касаний с ним. Меняйте время от времени предметы, поддерживая интерес к ним. Возьмите руки малыша в свои и помогите ему "рассматривать", чувствовать вещи. Направляйте движения руки ребенка таким образом, чтобы он мог касаться всей поверхности предмета, игрушки, познакомиться с размерами, формой, основными особенностями материала на ощупь (твердый, мягкий, гладкий, шершавый), почувствовать температуру. Пусть "Возьмет предмет в руки и поиграет с ним, представит его вес. Предметы должны быть легкими и небольшими (8-10см).
Ребенок должен иметь возможность касаться различных структур руками, ногами и туловищем (дерево, пластик, металл, ткань, линолеум).
Разумеется, не следует выполнять рекомендации в форме специально проводимых занятий, в виде уроков, а делать это ненавязчиво для ребенка, играя с ним, прогуливаясь.
Необходимо создавать такие условия, при которых ребенок самостоятельно мог познавать окружающую среду, например, ползая, играя, во время ходьбы. Вместе с тем, некоторые упражнения надо проводить специально.
Показывайте ребенку куски различных материалов, чтобы обратить внимание на их фактуру (гладкий, мягкий, шершавый, скользкий).
Какой бы предмет вы не дали малышу, он будет его сжимать, царапать, пытаться разорвать, бросать, ударять, стучать о разные поверхности и с напряжением вслушиваться в звуки.
Не давайте ребенку предмету с острыми углами, легко бьющиеся, слишком маленькие. Знакомя с предметами, старайтесь, чтобы малыш понял их назначение.
Показывайте время от времени те игрушки и предметы, которыми в данное время он не пользуется. В связи с тем, что ребенок с глубокими нарушениями зрения не имеет ни зрительного, ни осязательного постоянного контакта с предметом, которым пользовался раньше, он для него как бы перестает существовать. При помощи соответствующих упражнений вы должны дать понять: малышу, что эти предметы продолжают существовать.
Начните с простых упражнений. Например, ребенок держит в руках предмет. Предложите уронить его на пол. Разожмите пальцы малыша и, когда послышится стук падающего предмета, скажите: "Сейчас поищем". Ведите рукой ребенка по полу, сначала у его ног, затем немного дальше. Если предмет отлетел в сторону, приблизьте его на расстояние вытянутой руки ребенка. Когда рука прикоснется к предмету, громко выразите радость: "Вот он, нашелся!" Найденный предмет ребенок должен взять с пола сам.
Другое упражнение. Накройте игрушку коробкой и предложите поискать ее, но предварительно покажите, что вы ее положили под коробку.
К концу второго года жизни рекомендуется знакомить ребенка с обстановкой квартиры, дома. Подводите малыша к каждому предмету и дайте возможность внимательно "осмотреть" его. Покажите, как открывается дверка шкафа, поставьте ребенка на стул, чтобы он смог представить высоту его. Покажите вешалку, полки, выдвижные ящики, предметы и вещи, которые там хранятся. И так поочередно каждую комнату, кухню и все, что в них находится. Заранее готовьте ребенка к новым для него ситуациям и ощущениям. Например, малыш может испугаться, прикоснувшись к холодному, горячему, липкому, а это в свою очередь повлечет к утрате естественного любопытства. Психологически неподготовленный, он будет настороженно и даже с опаской ступать босыми ногами на траву и песок, испугается прикосновения ветки, колышущейся от ветра.
В качестве упражнений имитируйте раскачивание веток от ветра. Налейте в одну банку горячую воду, в другую холодную и дайте ребенку поочередно дотронуться. Затем он должен сам найти банку с горячей и холодной водой.
При отсутствии зрения у ребенка трудно формируется представление о величине предметов, объектов. Для малыша исходным при сравнении величин будет его тело. Сравнивая свою руку с рукой малыша, вы говорите: "Моя рука большая, а твоя - маленькая". Ребенок, проводя своей рукой по вашей, почувствует разницу. Покажите стул и детский стульчик, большую кровать и маленькую.
Например, вы хотите дать дошкольнику представление о большом дереве. Покажите ему сначала маленькую березку такую, чтобы он своими руками осмотрел ствол и ветки. Затем покажите, березу покрупнее. Подсадите его на руках, чтобы он достал нижние ветви, потом подведите к крупному дереву, с толщиной ствола в несколько обхватов. Вместе с ребенком измерьте шагами расстояние от ствола дерева до окончания нижних веток. Дерево, эмоционально описанное, придает более точное представление о нем.
Реальное представление о предметном мире помогают создать макеты зданий, памятников архитектуры, муляжи и чучела птиц, зверей. Во многих краеведческих музеях есть макеты с соблюдением масштабов, архитектурных форм, даже детали украшений. Инвалидам по зрению разрешается рассматривать музейные экспонаты на осязание.
Наряду с игрушками продаются макетные образцы или модели различной техники (трактора, автомобили, подъемные краны). В отличие от стилизованных игрушек они являются мини-копией техники и дают точные представления о ее внешних формах.
Знакомьте дошкольника и с домашними животными. Существуют многочисленные наборы рельефных рисунков на синтетической пленке, которые тоже помогают сформировать представление об окружающем мире – их можно заказать через специальные учреждения, имеются они и в школе слепых, в Центре социальной помощи семье и детям, да и в магазине игрушек можно подобрать очень хорошие наборы домашних и диких животных, машин и т. д..
Рассказывайте ребенку об ощущениях. Опишите ощущение удовольствия от подарка, от улыбки при встрече, выражение недовольства.
Обращайте внимание на различные звуки: шум ветра, дождя, проходящей машины, шагов, скрип дверей. Это поможет ребенку связать тот или иной звук с определенными действиями и в дальнейшем воссоздать звуковой пейзаж происходящего на улице.
Приучайте ребенка ориентироваться на звук. Стремитесь к тому, чтобы ребенок учился определять источник звука и локализовать его, определять, что или кто издает звук и направление звука. Дома и на прогулке меняйте направление голоса, звуков от хлопков ладонями, от постукивания палочкой и т. д.
Не надо забывать и о тренировке обоняния. Знакомьте ребенка с теми предметами, которые выделяют характерные запахи. Проходя мимо объектов, издающих специфические запахи (булочная, аптека, парикмахерская), говорите о них малышу. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Помогите ребенку распознавать тип поверхности, по которой он идет, говорите ему: "Мы идем по траве, по плитам, по тропинке, по асфальту".

ПОМОЖЕМ МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ ЕСТЬ

Кормление ребенка с дефектом зрения грудью и из бутылочки в первые месяцы жизни не имеет ничего специфического.
К шести месяцам ребенок начинает поддерживать бутылочку руками. Чтобы ему было легче, наливаем ее наполовину. К ложке малыш прикасается уже в конце первого месяца жизни, когда ему начинают давать соки из овощей и фруктов. Полугодовалого ребенка кормят с ложки протертой пищей. Переход на кормление с ложки труден для каждого ребенка, тем более для слепого, и прежде всего потому, что нарушается непосредственный осязательный контакт с матерью. Ребенок на какое-то время перестает чувствовать себя в безопасности. У нормально видящего малыша потеря близкого контакта с матерью, кормящей грудью, заменяется зрительным контактом с улыбающейся матерью. Незрячий ребенок не видит еду на тарелке, не может наблюдать, как едят взрослые. Поэтому в период приучения к кормлению с ложки необходимо проявлять к малышу больше нежности и ласки, касаться его руки, гладить по голове.
Начинаем с того, что кладем руку ребенка на свою, затем учим ребенка держать в руках ложку, которая должна быть легкой и удобной. При этом лучше стоять за спиной ребенка и его рукой подносить ложку к тарелке, затем ко рту, наполнив ее, а впоследствии ребенок сам должен наполнять ложку едой.
Процесс этот медленен, но когда будет видно, что рука малыша осваивает действия, постепенно уменьшаем помощь. Отводим ложку на сантиметр ото рта ребенка и просим, чтобы он сам ее поднес. Лучше начинать с блюд, которые хорошо держатся на ложке.
Ваша поза позади ребенка позволяет ему имитировать ваши движения, а вам - направлять руки ребенка.
Перед началом кормления с ложки познакомьте ребенка с тарелкой, поводите его рукой по дну и борту тарелки. Положите в нее пищу и дайте малышу потрогать ее пальчиками, чтобы у него сложилось представление о продукте питания, однако не позволяйте играть с едой. В промежутках между кормлениями разрешите ребенку поиграть с ложкой, так он привыкнет к ней и лучше представит ее назначение.
Поскольку слепому ребенку трудно набирать ложкой пищу и она может вываливаться на стол, желательно на период обучения самостоятельной еде использовать глубокие тарелки или миски. Постепенно уменьшаем кормление из бутылочки и увеличиваем с ложки. Несмотря на то, что кормление с ложки занимает больше времени, что приходится лишний раз подогревать пищу, все же отдаем предпочтение этому виду кормления потому, что так ребенок приучается к самостоятельности.
В семь-восемь месяцев начинаем давать ребенку твердую пищу, например, печенье, вафли, сухарики, яблоки. В это время малыш обычно сам тащит в рот все, что удерживает в руках. У него прорезаются зубы.
Первая процедура приема твердой пищи может выглядеть следующим образом: сначала поднесем под носик ребенка кусочек печенья, чтобы он мог его понюхать, затем говорим: "Это печенье. Возьми его в руку и откуси кусочек". Вкладываем печенье в его ладошку, ведем руку ко рту, помогаем поместить печенье между зубов и с помощью зубов отламываем кусочек.
Важно всегда иметь в виду, что прежде чем вы дадите ребенку бутылочку с соской, поднесите ложку к его губам, если захотите положить ему что-то в руки, предупредите малыша, чтобы он не вздрагивал от неожиданного прикосновения. Например, называя ребенка по имени, вы говорите: "Сейчас будем кушать. Открой ротик!" или "Сейчас будем играть. Возьми в руки коробочку".
В этом же возрасте "начинаем учить ребенка пить из стаканчика. Сначала показываем ему стаканчик, который должен быть легким и небольшим (может быть и чашка), разрешаем рассмотреть его снаружи и изнутри, потом наливаем немного жидкости, помогаем малышу проверить пальчиками содержимое. Затем наливаем в стаканчик любимый напиток малыша и говорим ему: "Это стаканчик. Сейчас будем пить". Подносим вложенный в руки ребенка стаканчик к его губам и наклоняем, чтобы он смог выпить. В процессе тренировки постепенно увеличиваем отрезок пути, по которому ребенок самостоятельно подносит стаканчик ко рту.
Маленькие дети обычно выпускают из рук ложку или чашку после того, как сделают глоток. Если вы всегда будете давать ребенку стаканчик, ложку над столом, он попытается возвратить их на то же место.
Покажите ребенку, как держать указательный палец на внутренней стороне стаканчика, когда наливают жидкость, чтобы он сумел определить уровень жидкости. Рука у ребенка еще слабая, и он может на первых порах поддерживать стаканчик левой рукой.
Годовалый ребенок должен есть разнообразную пищу. К двум-двум с половиной годам у него не должно быть затруднений с едой.
Когда ребенок сможет рукой брать предметы (хлеб, ложку, стаканчик), надо научить его брать с тарелки овощи и фрукты.
По мере взросления ребенка его пища становится более разнообразной, а следовательно увеличивается и набор столовых приборов: ложка для супа, десертная и чайная ложки, вилка, нож, тарелки различных назначений. Обретя навыки самостоятельного пользования ложкой и чашкой, ребенок значительно легче осваивает другие приемы еды.
Необходимо прививать детям правила санитарии и поведения за столом.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Слепой шестилетний малыш, правильно воспитанный, может самостоятельно есть, пользоваться столовыми приборами. Он способен одеваться и раздеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, застежки-молнии, умываться без посторонней помощи, пользоваться туалетом.
Первые навыки самостоятельности прививают с шестимесячного возраста, когда ребенка приучают поддерживать бутылочку с молоком или жидкой кашей. На первом году жизни его обучают самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой, на втором году учат совместным действиям. Они заключаются в том, что ребенок в нужный момент протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому, затем стремится сам выполнять ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словесно: "Давай снимем колготки. Подними ножку", направлять его движения и по возможности выполнять операцию руками ребенка.
Процесс одевания слепого ребенка должен происходить в замедленном темпе. Если взрослый при этом спешит, процедура превращается для малыша в непонятные и неприятные движения (дергают за руки, сковывают движения).
Объясняйте ваши действия и описывайте одежду, которую одеваете на ребенка, ее цвет и текстуру. Например: "Сейчас я одену тебе рубашку. Она красивая, мягкая, голубая". Помогите ребенку узнать название одежды и ее, частей (рукава, воротничок, карманы).
Сначала одеваете один рукав, затем другой. Пусть малыш попробует застегнуть пуговицы, поправить воротничок. Когда ребенок надевает свитер или рубашку без застежек, он должен найти горловину, просунуть руки в рукава, а затем натянуть рубашку через голову.
Ребенку трудно распознавать наружную (лицевую) сторону одежды и внутреннюю. Чтобы помочь ему, вы можете пришить маленькую пуговицу или вышить крестик на внутренней стороне штанишек, рубашки.
Прививайте ребенку привычку складывать свою одежду аккуратно, каждый раз в одно и то же место. Надо принять за правило, что вещи и предметы, которыми пользуется слепой любого возраста, тем более ребенок, должны всегда находиться в определенном месте. Представьте, что вы переставили предмет, которым пользуется незрячий, всего лишь на 50 см дальше. Не обнаружив предмет на обычном месте, незрячий начинает его искать совсем не там, где он лежит, тратит на это время, нервничает. Если вы передвинули мебель в квартире, покажите, как это теперь выглядит.
Приучайте ребенка убирать за собой игрушки, и не просто сваливать их в кучу, а аккуратно складывать в отведенное для них место.
К трем годам ребенок должен уметь самостоятельно снимать майку, рубашку, штанишки, колготки, тапочки и одеваться с помощью взрослых. Ребенок обычно с трудом различает правый и левый ботинок, взрослый подсказывает, какую ногу надо обуть в ботинок, а малыш обувается самостоятельно.
Приучите ребенка, раздеваясь, не выпускать одежду из рук, а передавать ее взрослым.
Трудно придумать для малыша с глубокими нарушениями зрения какие-то постоянные обязанности по дому для привития трудовых навыков и, тем не менее, надо приучать его к простому труду. Попросите малыша положить ложки на стол при подготовке к обеду, подать картофелины, очищенные опустить в воду, принять участие в уборке квартиры. Всякая, даже элементарная работа расширит его кругозор, принесет удовлетворение, ребенок почувствует себя членом семьи. Конечно, малыш будет не столько помогать, сколько мешать, но к этому надо относиться терпимо и понимать, насколько важно привить ребенку трудолюбие, необходимое для преодоления сложностей в его трудной жизни.
С первыми шагами ребенка предметы окружающего мира станут для него более доступными, а его познания будут быстро расширяться.
Ориентировка в пространстве имеет чрезвычайно важное значение для каждого слепого. Неумение ориентироваться, постоянная зависимость от других угнетают незрячих. Такие люди обрекают себя на малоподвижный образ жизни, а отсюда гипокинезия или недостаточная двигательная активность, скованность со всеми отрицательными последствиями, ущемление чувства собственного достоинства, трудности в общении.
Дети с глубокими нарушениями зрения должны с раннего возраста приобретать собственный опыт ориентировки в пространстве.
Под ориентированием мы понимаем определение своего места нахождения по отношению к окружающим объектам. Для ориентирования нужно не только воспринимать информацию об окружающей среде, но и систематизировать, осмысливать ее, прежде чем использовать. Для этого надо систематически тренировать остаток зрения, слух, осязание, обоняние.
Нормально видящий человек вряд ли догадывается, для чего слепой, идущий по улице, постукивает тростью по тротуару. Это своего рода эхолокация. По отраженному звуку от строения или крупного предмета он определяет, где находится. В тихую погоду по еле заметному движению воздуха он определяет разрыв между зданиями или перекресток. Незаметный для зрения склон тротуара предупреждает незрячего о выходе на перекресток. Это только несколько примеров азбуки ориентирования. Родителям необходимо познакомиться с методикой обучения ориентировке слепых в пространстве. В специальной библиотеке для слепых вы можете познакомиться с "Аннотированным библиографическим указателем литературы по социальной реабилитации слепых" и выбрать литературу, интересующую вас.
Родители должны верить, что ребенок, начав обучение ориентировке в дошкольном возрасте, за годы, проведенные в общеобразовательной специальной школе, может хорошо научиться ориентироваться в пространстве. В подтверждение этому можно привести немало ярких примеров, но мы остановимся лишь на одном.
Абсолютно слепой или тотально слепой писатель В. Я. Ерошенко (1890-1952) один, без сопровождающего, много путешествовал по стране, был в самой южной точке СССР - Кушке; на Чукотке, какое-то время жил в Японии, даже печатался там; посетил Бирму, Индию и Китай. Он оказывался в различных климатических, природных зонах, в различной социальной среде, преодолевал языковый барьер (Ерошенко, кроме русского языка, знал английский, эсперанто) и благополучно вернулся на Родину.
Специальные условия для незрячего ребенка создают только тогда, когда он учится ходить. На это время высвобождают ему пространство. Если малыш, делая первые шаги, будет натыкаться на предметы и получать ушибы, это усилит боязнь пространства. Однако когда ребенок научится ходить, расставьте мебель в квартире обычно, он должен привыкать к естественной среде.
Не спешите к малышу всякий раз, когда он покачнется или упадет. Ребенок должен научиться преодолевать первые трудности, но если он ушибся или испугался, помогите ему выйти из затруднительного положения.
Многие родители, близкие из-за сострадания к слепому ребенку стараются проявить максимум внимания и заботы: всячески оберегают, не дают ни в чем себя проявить, боятся, чтобы он не ударился, ограничивают в движениях. А разве нормально видящие дети вырастают без ушибов, синяков и царапин?
Чрезмерная опека причиняет большой ущерб воспитанию слепого ребенка. В такой ситуации он приспосабливается к дефекту, становится малоподвижным, не проявляет интерес к окружающей среде и даже к предметам, которые попадают в его руки. Энергия обреченного на пассивность ребенка проявляется в формировании негативных привычек - подергивание себя за уши, нажатие пальцами на глаза, покачивание туловищем и головой, покручивание пуговиц своих и собеседника. Эти стереотипные движения обычно очень устойчивы, сохраняются на долгие годы, а то и на всю жизнь.
Когда ребенок научится ходить, гуляя с ним в детских парках, на игровых площадках, открытых лужайках, тренируйте передвижение на слух. Попытайтесь с применением звуковых сигналов, хотя бы связки ключей, отработать повороты ребенка на 45°, 90(, 180°. Бегайте с ним, держа за руку. Потом дайте ему один палец, а на короткую дистанцию разрешите пробежать самостоятельно. Дистанцию постепенно увеличивайте. Описывайте подробнее разного рода препятствия. Не приучайте ребенка ходить с вытянутыми вперед руками. Это некрасиво и привлекает внимание людей. Защитное положение при ходьбе: рука ребенка согнута в локте под прямым углом и слегка выдвинута вперед перед туловищем.
К сожалению, довольно часто, низко наклоняясь в поисках упавшей игрушки в заставленной мебелью квартире, ребенок ударяется головой о какой-либо предмет. Приучите малыша резко не наклоняться. При низких наклонах туловища в помещениях согнутая в локте рука должна быть выставлена вперед на уровне лба. Это предохранит от ушиба.
Если ребенок ищет легкий или круглый предмет, его рука должна не скользить по полу, а совершать движения, накрывающие ладошкой предмет, иначе при быстром прикосновении руки предмет может укатиться дальше.
Время от времени ходите с ребенком по улице с интенсивным движением, чтобы он привыкал к городской обстановке. Объясняйте уличные шумы.
На седьмом году ребенку можно сделать простейшую рельефную план-схему микрорайона, деревни, садового участка. Для этого на картоне в виде аппликации наклеивают полоски из картона, обозначающие улицу, дорогу; кружочки - деревья; прямоугольники и квадраты - строения.
При тренировке ребенка с остатком зрения важно выяснить его зрительные возможности. Следует иметь в виду, что маленькие дети еще не могут оценить свои зрительные возможности. В одном случае ребенок может сказать: "Я вижу хорошо". В другом - "Я вижу очень плохо". Надо объективно оценить зрительные возможности ребенка, уточнить остроту и поле зрения, посоветоваться с офтальмологом.
Наблюдайте, что ребенок воспринимает на зрение в пасмурные, ясные и солнечные дни, в сумерках, воспринимает ли контрастные и мягкие фоны. Спросите ребенка, видит ли он край тротуара, почтовый ящик на стене и т. д.
При формировании навыков самообслуживания необходимо поддерживать малейшее проявление инициативы и активности ребенка.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Опрятность и чистота должны стать привычкой и для слепого ребенка. Личная гигиена обычно связана с режимом дня. Например, если ребенок чистит зубы во время утреннего туалета и затем вновь перед сном, он вскоре научится чистить зубы именно в это время.
Обучение навыкам туалета осуществляется непосредственным показом. Прежде чем ребенок начнет мыть руки, покажите, как вы сами моете и вытираете руки. Объясните, что вы делаете: "Я намыливаю руки, поворачиваю мыло в своих руках, я мою руки, чтобы смыть грязь перед едой".
Дайте малышу ощупать мыло, тазик, кран в ванной, полотенце. Положив свои руки на его, помогите смыть мыло и вытереть руки. В конце концов, он сможет самостоятельно выполнять такую процедуру.
Если ваш малыш в девять-десять месяцев уже сидит, начинайте сажать его на горшок. Делайте это после еды, перед сном и после сна. Слепой ребенок несколько труднее привыкает к горшку, поэтому приходится прибегать к разным методам, вплоть до того, что ставить на первых порах горшок на колени матери. Не оставляйте ребенка одного на горшке, не держите его на горшке долго, поддерживайте контакт, разговаривая с ним.
Большинство детей с нарушением зрения до двухлетнего возраста не контролируют мочеиспускание. Ребенок не будет контролировать мышцы, функционирующие при мочеиспускании до тех пор, пока не научится ходить. Контроль кишечника наступает раньше, чем контроль мочевого пузыря.
Научитесь определять время мочеиспускания ребенка. Для этого в течение пяти дней через каждые полчаса проверяйте сухой или мокрый ребенок. Запишите время, когда малыш будет мокрым. В конце пятого дня вы, вероятно, обнаружите, что он мочится в одно и то же время. В это время и следует сажать ребенка на горшок.
Обучать самостоятельному посещению туалета ребенка надо тогда, когда он сможет оставаться сухим приблизительно два часа. Поскольку унитаз неудобен для маленького ребенка, рекомендуется в туалете иметь горшок. Позднее он будет пользоваться и унитазом.
Не видя предметы окружающей среды, слепой ребенок сидит, зачастую склонив голову. Очень важно с младенческого возраста следить за осанкой ребенка. Во время кормления осторожно, пальцем под подбородок, поднимите голову малыша. Поглаживание под подбородком всегда приятно малышу, и скоро он начнет поднимать голову.
Малоподвижный, сидячий образ жизни обычно отрицательно влияет на осанку человека. Хорошая осанка нужна каждому из нас. Она помогает сохранить наши мышцы сильными, делает нас более привлекательными. Компенсировать недостаточную двигательную активность и формировать осанку помогут регулярные гимнастические упражнения, которые должны стать привычкой и потребностью каждого незрячего человека. Безусловно, нужен контроль и соответствующие разъяснения со стороны родителей.
Если вы видите, что ребенок стоит, опустив голову и плечи, ссутулившись, подскажите ему, чтобы он выпрямился.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

При обеспечении безопасности ребенка в доме должны исходить из того, что физически здоровый ребенок, если он и не видит, может быть и подвижным, и любопытным, и оказывается там, где и не предполагаем. Поэтому держите окна, находящиеся низко от пола, закрытыми на шпингалеты. Ребенок может выпасть из окна. Проверьте, нет ли перед высокими окнами предметов, по которым ребенок мог бы легко взобраться.
Если вы готовите на газовой плите, обязательно проверьте, включена ли она. Держите горячие сковородки вне досягаемости ребенка. Этим вы предупредите ожог у малыша.
Убирайте провода, как только закончите пользоваться бытовыми приборами. Ребенок может запутаться в них. Если бытовой прибор стоит в стороне от розетки, например холодильник, обмотайте штепсельную вилку с розеткой липкой лентой. Розетки, которыми вы не пользуетесь, заклейте липкой лентой или закройте тяжелым предметом, чтобы ребенок не смог его сдвинуть. В открытую розетку малыш может сунуть мелкий предмет.
Храните лекарства и бытовые химикаты в закрытом месте. Помните, что маленькие дети любят тащить в рот попавшие им в руки предметы.
Не держите двери комнат и шкафов полуоткрытыми. Ребенок может наткнуться на них.
Закройте, по возможности, острые углы мебели, особенно находящиеся на уровне головы ребенка.
Всегда возвращайте предметы на свое место, после пользования ими.
Полы в вашей квартире не должны быть отполированными до тех пор, пока ребенок твердо не встанет на ноги. Не кладите коврики, которые могут скользить. По мере взросления ребенок сам будет осторожнее.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

О большом значении игр и игрушек для слепого ребенка свидетельствует тот факт, что этой проблеме был посвящен международный симпозиум, состоявшийся в Берлине в мае 1976 года.
В играх ребенок развивается физически и духовно, в них он проявляет творческую инициативу, познает радость от собственной деятельности. С помощью игры он врастает на равноправных началах в семью и в содружество детей по играм. Играть - это быть деятельным, быть подготовленным к жизни взрослого.
Нормально видящий ребенок, наблюдая за другими детьми, имитирует их действия. Дети с глубокими нарушениями зрения не знают, как и во что играть. Родители должны ввести ребенка в игры. Желательно, чтобы малышу помогли братья и сестры, дети соседей.
Почти все игры зрячих детей пригодны слепому ребенку. Он может играть с мячом, куклой, в железную дорогу, справляться с ножницами и нитками, сортировать и собирать, перелезать через забор.
Предмет игры - не всегда только игрушка. Предметами действия могут быть некоторые бытовые вещи. Младенцу следует давать игрушки, которые легко удерживать в руках, издающие звуки. Малыш с остатком зрения может рассматривать ярко окрашенные; игрушки интересной формы, или нарисованное лицо.
Покажите ребенку, как играть погремушкой. Такая игра поможет укрепить мышцы кистей рук и предплечий малыша.
По мере взросления ребенку больше будут нравиться предметы, которые можно ощупывать. Играйте с ним в игру "Дай-возьми". Давая ему в руки вещь, вы просите вернуть ее. Такая игра познакомит малыша с разницей в весе, размере, в текстуре различных предметов.
Все предметы, попавшие в руки ребенка, сопровождайте словесным описанием. Побуждайте его к тщательному осмотру предмета руками.
Дайте ребенку клубок толстых шерстяных ниток. Натягивая нить, малыш использует одновременно кисти обеих рук и развивает координацию движений. Для развития координации движений предлагайте ребенку предметы разной величины, например, мяч, который он сможет взять только обеими руками, и сразу маленький мячик для одной руки.
Для развития рук и пальцев полезно сортировать предметы. Ребенок этим занимается с удовольствием. Для сортирования годятся желуди, горох, чечевица, камешки большие и мелкие, пуговицы плоские и выпуклые.
Не огорчайтесь, если ребенок вместо того, чтобы надевать кружки на пирамиду, будет стучать ими о стену, о пол, ударять одним о другой, подбрасывать и ронять их. Он, таким образом, стремится к познанию звуков. Значит, эта игра для него интересна и полезна, хотя он ее использует по-своему. Разрешите ему сначала поиграть и лишь потом покажите, как играть этой игрушкой правильно.
При использовании активизирующих игрушек, таких как мячи, игрушки на колесах, сама ситуация игры вызывает у ребенка необходимость ориентироваться в пространстве и следить за препятствиями.
Игры с предметами и игрушками помогают ощутить форму, материал, размер: дерево, металл, пластмасса, картон, бумага (гладкая, шершавая), кубик, квадрат, треугольник, круг, звезда, длинная и короткая палочки. Незрячие дети до трех с половиной - четырех лет боятся меховых игрушек, но впоследствии охотно играют ими. Игры способствуют пониманию свойств и назначения предметов.
С возрастом у ребенка развиваются навыки. Они отражаются в ситуациях игр. Действия ребенка становятся более целенаправленными и творческими.
К концу третьего года жизни слепые дети начинают пользоваться игрушками не как средством игры, а как реальными предметами. Например, игрушечная кухонная посуда используется в игре для приготовления пищи, а столовые приборы - для обеда, игрушечную машину не кувыркают, а катают. Несколько позже в игре используется конструктор из сборных элементов.
Игры в ролях возбуждают интерес ребенка и помогают ему научиться выражать свои
мысли. ^Маленький детский жизненней опыт, переживания ребенка" находит свое перевоплощение в игре. Он изображает та, что наблюдает в семье, на улице, при покупках, в транспорте. Чем больше он получает информации, познаний от родителей, тем интереснее будет его игра. Незрячий ребенок начинает игры в ролях несколько позже, чем его нормально видящие сверстники. Не тревожьтесь! Это вполне естественно, ведь процесс познания окружающего мира проходит у него труднее и медленнее.
Для игры у воды и в воде нужны плавающие игрушки: рыбки, птицы, животные, пароходики, а также лейки, ведра, банки, пластмассовые бутылки. Во избежание порезов не следует пользоваться стеклянными предметами. В играх должны сочетаться слуховые и осязательные восприятия. Использовать рекомендуется естественные звуки, те, которые слышит ребенок. Они дают возможность проводить игры с отгадыванием, подражанием, воспроизведением.
Если предмет, издающий звук, можно ощупать, предоставьте ребенку эту возможность. Неплохо было бы записать на магнитную ленту различные звуки, шумы, в том числе голоса птиц, домашних животных.
Как можно раньше начинайте с ребенком занятия по моделировании и лепке из глины, теста, пластилина и мокрого песка. Лепка - своего рода отражение его видения мира. Пусть на первых порах, это будет, выражено в, простых незатейливых формах и, тем не менее, это нужно и полезно.
Большую радость доставляют ребенку игры на открытом воздухе. Они придают уверенность при ориентировке. Играя "В лошадку", лучше использовать обруч, а не свободный поводок. "Лошадь" (зрячий ребенок) одевает обруч, а "кучер" бежит сзади, крепко держась за обруч, С помощью обруча слепой ребенок находится в прочном и надежном контакте со своим товарищем по игре. На открытом воздухе ребенок с удовольствием катает по дорожке впереди себя тачку, коляску или другую игрушку на колесах, которые защищают его от ушибов.
Специальные игрушки для слепых детей в нашей стране не изготавливаются. Но некоторые настольные игры дорабатывают и приспосабливают для незрячих. Так, например, на фишках домино вместо углублений имеются крупные выпуклые точки, хорошо воспринимаемые на осязание. Шахматы делают по типу дорожных. У основания каждой фигуры есть ножка (штырек), которая вставляется в отверстие клетки шахматной доски. Это предупреждает смещение фигур от случайного прикосновения к ним руки. Чёрные клетки шахматной доски имеют более выпуклый рельеф, нежели белые. На цоколе белых фигур имеется кольцевая выточка (углубление), это их отличает от черных. Есть и другие настольные игры, приспособленные для слепых. Например, озвученный мяч для игры в роллингбол. Когда мяч ударяется о пол или землю, он издает звук до тех пор, пока катится по полу.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Учеба в школе - новый этап в жизни ребенка, требующий от него проявления большей самостоятельности.
Школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей в большинстве случаев межобластного комплектования. Учащиеся этих школ бывают дома обычно только в каникулы. Иногда в школу привозят настолько беспомощного малыша, что приходится на год переносить начало его обучения. Довольно обыденным эпизодом
можно считать, когда воспитатель спрашивает первоклашку, почему тот не застегнул пуговицы, а малыш отвечает: "Как же я их застегну, они ведь упираются".
Готовя ребенка к школе, родители должны обучить его следующим навыкам: одеваться, обуваться, самостоятельно есть, соблюдать правила гигиены, т. е. проявлять максимальную самостоятельность, возможную для его возраста. Все это способствует большей уверенности ребенка в себе и меньшей зависимости от других.
Подготовка к школе детей с глубокими нарушениями зрения существенно отличается от подготовки их зрячих сверстников.
Сейчас общепринято, что ребенок, поступающий в первый класс, уже умеет читать и писать. Система рельефно-точечного письма для слепых, названная по имени ее изобретателя француза Луи Брайля, состоит из 63 комбинаций рельефных точек, в пределах от одной до пяти точек в каждом символе, букве, знаке. Особенность этой системы еще и в том, что при письме грифелем рельефная точка образуется не на лицевой, а на оборотной стороне бумаги, и пишут не слева направо, а наоборот получается зеркальное изображение символа. Чтобы правильно написать букву (комбинацию точек), ребенок должен мысленно представить ее в зеркальном отражении. Малышу это дается с определенными трудностями. Надо хорошо знать методику обучения этой системе письма, подобрать ручку грифеля по руке ребенка, научить его держать грифель под определенным углом, принимать правильную осанку. Учитывая эти сложности, педагоги Московской школы-интерната для слепых детей; не рекомендуют родителям обучать ребенка письму по системе Брайля в домашних условиях.
Были случаи, когда неправильно обученных детей приходилось переучивать с большим трудом и большими затратами времени, ломать сложившийся стереотип, а это труднее, чем учить заново.
Однако вы можете заниматься с ребенком устным делением слов на слоги. Вы называете слово, а ребенок произносит его отдельно по слогам: ма-ма, па-па, кош-ка, со-ба-ка, ма-ши-на и т. д. В этом состоит тренировка артикуляционного аппарата малыша и усвоение грамматического строя слова.
Надо сосредоточить особое внимание на развитии моторки рук и координации движений.